Эпоха цифровизации и информационных технологий, помимо очевидных преимуществ, остро поставила вопрос о сохранности персональных данных пользователей интернета. Не секрет, что наши данные становятся цифровой «витриной», доступ к которой могут получить третьи лица, в том числе спамеры и мошенники. В результате сегодня каждый человек – потенциальная жертва обманных схем мошенников, выдающих себя за специалистов службы безопасности банка, судебных приставов и следователей.

Вебер проанализировал мнения россиян, насколько проблема телефонного мошенничества актуальна для них:

88% когда-либо получали звонки или смс от телефонных мошенников, а 10% россиян в результате махинаций теряли денежные средства.

76% утверждают, что ни разу не становились жертвами подобных звонков, при этом 21% — каждый пятый, — попадался на телефонное мошенничество.

Самые распространенные звонки от мошенников: звонки от службы безопасности банка — 69 %; звонки от «сотрудников» правоохранительных органов и государств — 65 %; сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи — 21 %; предложение работы на маркетплейсах — 19; звонок или сообщение о выигрыше в лотерею — 16 %.

«Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше – только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников»,— поделилась ключевыми инсайтами исследования руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.

«Вебер» — совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.